Единый Государственный Экзамен без двоек! Сдавайте ЕГЭ по русскому языку без « двоек»! (из опыта работы учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Отличника просвещения Алябьевой Татьяны Александровны) «Единый государственный экзамен по русскому языку можно сдать и сдать неплохо, получив хорошую оценку! Для этого надо систематически готовиться и, работая над тестом, обязательно выполнять все три части: А, В, С»,- именно с этими словами я обращаюсь к своим учащимся, когда начинаю с ними готовиться к ЕГЭ. Эти ключевые слова: «можно сдать и сдать неплохо», « надо систематически готовиться», «выполнять только все три части» - я постоянно повторяю во время уроков, дополнительных занятий, на консультациях. Я убеждаю их в том, что задание С – это самая важная и самая «дорогая» часть экзамена, она «стоит» 20 баллов. И если они получат даже 5-6 баллов, это поможет им «перешагнуть» рубеж «2», это верный путь к «тройке». Они должны понять, что в тесте, особенно в задании С, нет такой оценки «2», что любая работа, ими выполненная, будет оценена, даже если это будет минимальное количество баллов. А вот как написать сочинение-рецензию? Этому я стараюсь их научить. Задание С – самая сложная часть в ЕГЭ, я думаю, и коллеги со мной согласятся. Поделюсь некоторым опытом работы над III частью. С чего начинаю… Подробно знакомлю на консультации учащихся с критериями задания С, расшифровываю каждый пункт, а потом предлагаю составить памятку – план сочинения, что будет во вступлении, основной части, заключении. I Вступление – должен прозвучать К1 – формулировка проблемы исходного текста. Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что вот об этом и размышляет (рассуждает) автор ( Ф. И. О.) в своём тексте. Это свяжет вступление с основной частью. I1.Основная часть. а) Здесь должен прозвучать К2 – комментарий проблемы – если сделать это трудно самому, то посмотри, как об этом говорит автор. Для этого еще раз прочти текст и прокомментируй проблему в 2-3 предложениях, обратив внимание на абзацы, выделив в них микротемы: найди и выбери главное слово, словосочетание, предложение, подтверждающие основную мысль текста, раскрывающие проблему. б) Чётко изложи позицию автора текста, его мнение по данной проблеме (найди предложение - вывод, к которому приходит, рассуждая, автор) – это ты раскроешь уже К3. в) Далее надо отработать К 4 – изложение своего собственного мнения. В сочинении уже изложена точка зрения автора – вырази теперь своё согласие (несогласие) с его позицией. Попробуй чётко изложить собственное мнение. Постарайся подобрать три аргумента – доказательства своей правоты (жизненный опыт, статья в газете или журнале, художественная литература, пословицы и поговорки, пример из жизни писателей, поэтов, учёных, политиков, видных государственных деятелей, теле- или радиопередач) Ш Заключение. Опять вернись к проблеме и назови её, сделай вывод в 1-2 предложениях. Вот перед тобой черновик сочинения. Перечитай: всё должно быть связано, последовательно изложено, нет ли логических ошибок. Проверь абзацы: каждый пункт плана с красной строки – это оценивается К5-смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения. Проверяющий ещё посмотрит в твоём сочинении точность и выразительность речи ( К6), как ты используешь разнообразные грамматические формы, средства выразительности, эмоциональна ли твоя работа. Далее пойдёт оценка грамотности ( К7 – К10) . Но не переживай, даже если в твоей работе будет много ошибок, если по какому-либо критерию ты получишь «0». Тебе обязательно повезёт по предыдущим критериям, и ты заработаешь свои баллы, которые помогут тебе прийти к удовлетворительной оценке. Вот с такой памяткой-планом, я его ещё называю « скелетом рецензии», мы работаем на занятиях, посвящённых заданию С. Учащиеся не должны бояться текста. Эта памятка поможет им при написании рецензии на любой текст. Другой приём, который помогает подготовиться к написанию сочинения-рецензии – это работа с проблемами. По совету наших методистов я просмотрела всю программу по литературе, выделила проблемы и пронумеровала их. 1.Родина 2. Окружающая среда. Природа, экология. 3. Образование. 4. Труд. 5. Нравственные проблемы… Таких пунктов оказалось больше тридцати, но список постоянно пополняется, так как мы работаем с различными вариантами текстов. Вместе с учащимися мы начали распределять произведения по проблемам. Я предложила детям составлять по 2-3 предложения по определённой теме, опираясь на конкретные произведения. №2 Природа. Экология. Виктор Астафьев в сборнике рассказов « Царь-рыба» поднимает важную нравственную проблему: ответственность человека перед природой за своё отношение к ней, к её богатству. Через мифологическое одушевление природы писатель показывает её возмездие за безнравственность. №7 Проблема «отцов и детей». Проблему «отцов и детей» можно назвать вечной, она одна из важнейших в русской литературе. У А. С. Пушкина в « Капитанской дочке» наставления отца Петруше быть честным, верным своему долгу. А у Гоголя в « Мёртвых душах» Чичиков, следуя завещанию отца, становится « рыцарем копейки», подчиняя свою жизнь накопительству. Трагическое решение проблемы « отцов и детей» в романе В. Распутина «Последний срок». №8. Книга и её роль в жизни человека. М Горький: « Любите книгу – источник знаний. Именно книги помогли мне подняться из гнилого болота. Они указали мне моё место в жизни, открылся ум и сердце». Сильным учащимся я предлагаю продумать интересные вступления, заключения, подобрать стихи к данным проблемам. Например: №11. Русский язык. Изучайте русский язык! В нём былинное волшебство И надежд людских торжество, Он и в книгах – живой родник, Почитайте, как жизнь, его. Новруз Исаев. №14. Душа (нравственность). Незащищённость бытия, Где горя слишком много. И кажется душа твоя Поверхностью ожога. В. Шаламов Человеческая жизнь… Какова её цена? Библейские заповеди канули в вечность, и самое дорогое, что даровано человеку Богом, становится средством борьбы и мщением за поруганную совесть и честь. Рассказ В. Астафьева « Людочка» жжёт сердце своей удручающей обыденностью и обезоруживающей простотой. Автор поведал печальную историю нашей ровесницы. Деревенская девушка попыталась найти свою дорогу, устроившись в городе. Но грязное насилие, равнодушие родных, отсутствие моральной поддержки и всякой жалости – всё это убило её, убило в ней веру, желание жить дальше. Готовясь к заданию С, мы со своими учениками взяли сборник пословиц и поговорок и оттуда выбрали значимые проблемы (мир, труд, родина, жадность и зависть, дети и родители, правда, добро, совесть…), на каждую подбираем по 2-3 пословицы, обговариваем способы ввода их в сочинение. Это ещё один шаг на пути к удовлетворительной оценке. Так постепенно у ребят скапливается дополнительный материал в помощь к выполнению задания С. Кто работает активно, приносит рабочие материалы к сочинениям, ищет стихи, сочиняет вступления, заключения – тот получает поощрительные оценки по литературе. Это был ещё один стимул работать, писать мини-зарисовки. Я стараюсь со своими учащимися попробовать написать как можно больше сочинений-рецензий на различные тексты. Обязательно беру такие темы: Родина, природа и экология, роль книги в жизни человека, национализм, нравственные проблемы, занятия спортом, память о прошлом, любовь к «братьям нашим меньшим», дети и родители, современная молодёжь… Оцениваю их работы только по критериям, по количеству баллов. Важно, чтобы они поняли: за эту работу у них не может быть оценки «2». Именно тогда они на экзамене приступят к выполнению задания С и напишут сочинение. |
|
Главная | |
О ЕГЭ | |