Единый Государственный Экзамен без двоек!
Сдавайте ЕГЭ по русскому языку без « двоек»!

(из опыта работы учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Отличника просвещения Алябьевой Татьяны Александровны)

«Единый государственный экзамен по русскому языку можно сдать и сдать неплохо, получив хорошую оценку! Для этого надо систематически готовиться и, работая над тестом, обязательно выполнять все три части: А, В, С»,- именно с этими словами я обращаюсь к своим учащимся, когда начинаю с ними готовиться к ЕГЭ. Эти ключевые слова: «можно сдать и сдать неплохо», « надо систематически готовиться», «выполнять только все три части» - я постоянно повторяю во время уроков, дополнительных занятий, на консультациях. Я убеждаю их в том, что задание С – это самая важная и самая «дорогая» часть экзамена, она «стоит» 20 баллов. И если они получат даже 5-6 баллов, это поможет им «перешагнуть» рубеж «2», это верный путь к «тройке». Они должны понять, что в тесте, особенно в задании С, нет такой оценки «2», что любая работа, ими выполненная, будет оценена, даже если это будет минимальное количество баллов.
А вот как написать сочинение-рецензию? Этому я стараюсь их научить.
Задание С – самая сложная часть в ЕГЭ, я думаю, и коллеги со мной согласятся. Поделюсь некоторым опытом работы над III частью. С чего начинаю…
Подробно знакомлю на консультации учащихся с критериями задания С, расшифровываю каждый пункт, а потом предлагаю составить памятку – план сочинения, что будет во вступлении, основной части, заключении.
I Вступление – должен прозвучать К1 – формулировка проблемы исходного текста.
Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. А потом отметить, что вот об этом и размышляет (рассуждает) автор ( Ф. И. О.) в своём тексте. Это свяжет вступление с основной частью.
I1.Основная часть.
а) Здесь должен прозвучать К2 – комментарий проблемы – если сделать это трудно самому, то посмотри, как об этом говорит автор. Для этого еще раз прочти текст и прокомментируй проблему в 2-3 предложениях, обратив внимание на абзацы, выделив в них микротемы: найди и выбери главное слово, словосочетание, предложение, подтверждающие основную мысль текста, раскрывающие проблему.
б) Чётко изложи позицию автора текста, его мнение по данной проблеме (найди предложение - вывод, к которому приходит, рассуждая, автор) – это ты раскроешь уже К3.
в) Далее надо отработать К 4 – изложение своего собственного мнения.
В сочинении уже изложена точка зрения автора – вырази теперь своё согласие (несогласие) с его позицией. Попробуй чётко изложить собственное мнение. Постарайся подобрать три аргумента – доказательства своей правоты (жизненный опыт, статья в газете или журнале, художественная литература, пословицы и поговорки, пример из жизни писателей, поэтов, учёных, политиков, видных государственных деятелей, теле- или радиопередач)
Ш Заключение.
Опять вернись к проблеме и назови её, сделай вывод в 1-2 предложениях.
Вот перед тобой черновик сочинения. Перечитай: всё должно быть связано, последовательно изложено, нет ли логических ошибок. Проверь абзацы: каждый пункт плана с красной строки – это оценивается К5-смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения.
Проверяющий ещё посмотрит в твоём сочинении точность и выразительность речи ( К6), как ты используешь разнообразные грамматические формы, средства выразительности, эмоциональна ли твоя работа.
Далее пойдёт оценка грамотности ( К7 – К10) . Но не переживай, даже если в твоей работе будет много ошибок, если по какому-либо критерию ты получишь «0». Тебе обязательно повезёт по предыдущим критериям, и ты заработаешь свои баллы, которые помогут тебе прийти к удовлетворительной оценке.

Вот с такой памяткой-планом, я его ещё называю « скелетом рецензии», мы работаем на занятиях, посвящённых заданию С. Учащиеся не должны бояться текста. Эта памятка поможет им при написании рецензии на любой текст.
Другой приём, который помогает подготовиться к написанию сочинения-рецензии – это работа с проблемами. По совету наших методистов я просмотрела всю программу по литературе, выделила проблемы и пронумеровала их.
1.Родина
2. Окружающая среда. Природа, экология.
3. Образование.
4. Труд.
5. Нравственные проблемы…
Таких пунктов оказалось больше тридцати, но список постоянно пополняется, так как мы работаем с различными вариантами текстов. Вместе с учащимися мы начали распределять произведения по проблемам. Я предложила детям составлять по 2-3 предложения по определённой теме, опираясь на конкретные произведения.
№2 Природа. Экология.
Виктор Астафьев в сборнике рассказов « Царь-рыба» поднимает важную нравственную проблему: ответственность человека перед природой за своё отношение к ней, к её богатству. Через мифологическое одушевление природы писатель показывает её возмездие за безнравственность.
№7 Проблема «отцов и детей».
Проблему «отцов и детей» можно назвать вечной, она одна из важнейших в русской литературе. У А. С. Пушкина в « Капитанской дочке» наставления отца Петруше быть честным, верным своему долгу. А у Гоголя в « Мёртвых душах» Чичиков, следуя завещанию отца, становится « рыцарем копейки», подчиняя свою жизнь накопительству.
Трагическое решение проблемы « отцов и детей» в романе В. Распутина «Последний срок».


№8. Книга и её роль в жизни человека.
М Горький: « Любите книгу – источник знаний. Именно книги помогли мне подняться из гнилого болота. Они указали мне моё место в жизни, открылся ум и сердце».
Сильным учащимся я предлагаю продумать интересные вступления, заключения, подобрать стихи к данным проблемам.
Например:
№11. Русский язык.
Изучайте русский язык!
В нём былинное волшебство
И надежд людских торжество,
Он и в книгах – живой родник,
Почитайте, как жизнь, его.
Новруз Исаев.
№14. Душа (нравственность).
Незащищённость бытия,
Где горя слишком много.
И кажется душа твоя
Поверхностью ожога.
В. Шаламов
Человеческая жизнь… Какова её цена? Библейские заповеди канули в вечность, и самое дорогое, что даровано человеку Богом, становится средством борьбы и мщением за поруганную совесть и честь. Рассказ В. Астафьева « Людочка» жжёт сердце своей удручающей обыденностью и обезоруживающей простотой.
Автор поведал печальную историю нашей ровесницы. Деревенская девушка попыталась найти свою дорогу, устроившись в городе. Но грязное насилие, равнодушие родных, отсутствие моральной поддержки и всякой жалости – всё это убило её, убило в ней веру, желание жить дальше.
Готовясь к заданию С, мы со своими учениками взяли сборник пословиц и поговорок и оттуда выбрали значимые проблемы (мир, труд, родина, жадность и зависть, дети и родители, правда, добро, совесть…), на каждую подбираем по 2-3 пословицы, обговариваем способы ввода их в сочинение.
Это ещё один шаг на пути к удовлетворительной оценке.
Так постепенно у ребят скапливается дополнительный материал в помощь к выполнению задания С. Кто работает активно, приносит рабочие материалы к сочинениям, ищет стихи, сочиняет вступления, заключения – тот получает поощрительные оценки по литературе. Это был ещё один стимул работать, писать мини-зарисовки.
Я стараюсь со своими учащимися попробовать написать как можно больше сочинений-рецензий на различные тексты. Обязательно беру такие темы: Родина, природа и экология, роль книги в жизни человека, национализм, нравственные проблемы, занятия спортом, память о прошлом, любовь к «братьям нашим меньшим», дети и родители, современная молодёжь… Оцениваю их работы только по критериям, по количеству баллов. Важно, чтобы они поняли: за эту работу у них не может быть оценки «2». Именно тогда они на экзамене приступят к выполнению задания С и напишут сочинение.
Главная
О ЕГЭ
 

Hosted by uCoz